Аудиокнига. Пётр Сосновский — Как мы ездили на войну. Скачать
Вечером папа садится у телевизора посмотреть последние новости. Я начинаю укладываться спать. Телевизор стоит в моей комнате, поэтому я требую его выключить. Папа не спешит. Тогда я поднимаю крик, и ко мне на помощь приходит мама. Папе ни чего не остается сделать, как щелкнуть выключателем. Я доволен, добился желаемого.
Однако прошло совсем немного времени, и я сам стал засматриваться на экран. К тому же я стал слушать радио. И уж последнее дело читать газеты, которые папа или мама нет-нет, да и покупали в ближайшем киоске. А все из-за чего думаете? Из-за дяди Коли. Вскоре после нового года проездом через Москву, он заявился к нам в гости. Его командировали в Чечню, на войну. Правда, он об этом не распространялся и сказал только маме, она его сестра. Мама рассказала папе, а я как всегда случайно подслушал.
Дядя Коля пробыл у нас всего один день. Однако мне и этого времени хватило, чтобы заметить у него пистолет и даже потрогать его, когда он умывался. На шее у дяди Коли я увидел на шнурке номерок. Как мне объяснил дядя Коля ? это чтобы не потеряться. Он не сказал где, но я, конечно же, понял ? на войне.
После отъезда дяди Коли я по секрету рассказал о нем своим друзьям Олегу и Андрею. Они восхищались дядей Колей и, конечно же, завидовали мне, но я не задирался и говорил ребятам что когда мы вырастим то тоже поедем на войну бить проклятых чеченцев. Ребята также как и я приобщились и к телевизору и к радио и к газетам. Раз в неделю, а может быть и чаще мы обсуждали обстановку в Грозном. Нас волновали любые даже незначительные события, происходящие на юге страны.
После школы, когда уроки были сделаны, я гулял с Олегом и Андреем во дворе. Другие мальчишки бывают недружелюбны к девчонкам мы же относились к ним нормально. Правда, своих мальчишеских секретов им не доверяли.
Иногда с нами играла Верочка. Она была младше нас и поэтому ее мама тетя Люба кричала из окна, обычно мне:
? Евгеша, Евгеша присмотри за Верочкой. Я не считал это для себя затруднительным, так как моя мама дружила с ее мамой. Я бывал у них дома. Был знаком с ее отцом. Дядя Ваня работал водителем «дальнобойщиком», возил грузы на большой машине в далекие города.
Как-то раз, когда мы играли во дворе в жмурки. Я водил. К нам подошла Верочка и тоже стала играть с нами. Она очень уж умела прятаться. Не знаю, сколько времени я ее искал, но ни как не мог найти. Мне стал помогать Олег, потом ? это после того как я нашел Андрея, подключился и он. Когда нам порядком надоело ее искать, и мы стали кричать на весь двор, что больше не играем, появилась Верочка. Она, оказывается, забралась в машину своего отца. Чтобы мы не обижались, девочка предложила и нам залезть в кабину машины. Нам предложение понравилось. И мы стали играть, представляя себя водителями «дальнобойщиками». В глубине кабины, за занавесью было специальное место для отдыха ? лежанка. Она была для нас просторной и вмещала даже троих. Верочка сказала нам, что ее папа обычно ездит один и поэтому спальное место всегда пустует.
Время от времени мама получала письма из Чечни от дяди Коли. Иногда он звонил по телефону. Мы считали дни, ждали, когда дядя Коля возвратиться. Его командировали всего на три месяца, и когда прошло установленное время, мои родители стали волноваться за дядю Колю. Они не говорили о том, но я чувствовал это. Оказалось, все из-за того, что ему и его товарищам не подготовили замену. Техники хватало. Сложности были с живой силой. Солдат мало ? раз два и обчелся.
Одно время я тоже как и мои родители не находил себе места. Но потом когда мне пришла в голову дельная мысль, я перестал переживать. Во время перемены я пригласил ребят в свой уголок под лестницей на экстренное совещание. Как мог я объяснил тяжелое положение в стране. Сказал, что в Великую отечественную войну воевали и ребята, а мы чем хуже. Нам нужно заменить дядю Колю и его товарищей. Родина того требует. Олег и Андрей меня сразу же поддержали. Правда, они сказали что будут трудности ? нужно ведь оружие. Я с ними согласился и предложил для начала взять свое игрушечное, но оно должно быть как настоящее. Затем, когда будем на месте, используя его мы нападем на вооруженных до зубов чеченцев, крикнем: «руки вверх!». Они застигнутые врасплох бросят свои автоматы. Вот мы и вооружимся. После нас уже запросто так не возьмешь.
?А как же мы доберемся до Чечни? ? спросил Олег.
?Как как? ? ответил ему Андрей, ? что мы зря с Верочкой дружим. Помнишь, она нам говорила, что ее папа ездит обычно один. Нам только этого и нужно. Оставалось теперь узнать когда ее папа поедет в Чечню.
После того как мы задумали поехать на войну мы чаще стали играть с Верочкой. Однажды, утром при встрече, я узнал у нее, что ее папа завтра уезжает куда-то в Гро… Она запнулась. Я быстро выпалил:
?В Грозный?
?Да, кажется туда! ? ответила девочка. Я обрадовался такому известию. В школе, встретившись с ребятами, сообщил им новость. Мы тут же разработали план действий.
Отец Верочки уезжал во второй половине дня. В отличие от своих друзей-дальнобойщиков, он предпочитал рулить в то время когда дороги менее загружены. Нас это устраивало. Для большей конспирации мы даже не стали пропускать занятий в школе. Отсидев положенные часы за партой, я, Олег и Андрей собрались у меня дома. Мои родители были на работе и не могли нас побеспокоить. Ребята пришли с битком набитыми школьными ранцами. В них лежало все необходимое для дальнего путешествия. Оставалось только выложить лишнее ? учебники и тетрадки. Я достал свой рюкзак, так же заблаговременно приготовленный. Мы быстро написали записку, чтобы родители за нас не беспокоились и вышли из дома.
Невдалеке от подъезда стояла машина. Двигатель работал. Дядя Ваня был готов к отъезду. Однако что-то его удерживало. Мы спрятались в укрытии. Дядя Ваня выбрался из кабины обошел машину, постукал ногой по колесу и направился к себе домой. Мы только этого и ждали, быстро вылезли из укрытия и забрались в кабину. Только мы устроились на лежанке, плотно прикрыв занавесь, как послышались шаги. Это был дядя Ваня. Он забрался в кабину, хлопнул с силой дверью и дал газ. Машина тронулась.
Вначале мы сидели тихонько, словно мышки. Затем дядя Ваня запел, и мы смогли размяться, поменяв свое положение. Верочкин отец пел самые обычные песни, а затем вдруг затянул на каком-то непонятном нам языке. Я толканул Олега локтем и спросил его шепотом:
?Ты понимаешь, что он поет?
?Нет, ? ответил он, ? но мне кажется, что это на грузинском. Автомобиль слегка покачивало и мы под песню дяди Вани уснули.
Проснулись мы утром, когда уже было светло. Дяди Вани в машине не было. Я первым вылез из кабины и осмотрелся. За мной вылезли Олег и Андрей. Машина стояла у гостиницы. Мы не знали, когда дядя Ваня вернется, поэтому рисковать не стали и, немного побродив у машины, забрались обратно. Нам очень хотелось есть. Мы развязали свои рюкзаки и покушали. Затем немного поиграли, воображая себя водителями-дальнобойщиками, и снова завалились на полку. Однако нам не долго пришлось ждать дядю Ваню. Видно кто-то из обслуживающего персонала гостиницы заметил нас у автомобиля и сообщил ему. Он прибежал, забрался в кабину и сразу же нашел нас. Вначале дядя Ваня хотел выпороть нас как следует, но потом успокоился поняв, что этим только ухудшит положение ? вдруг мы разбежимся, поди нас тогда собери.
?Да, что же мне с вами делать? ? сказал он. ? Километров пятьсот отмахали…Ладно, поедем до места назначения, а уж там подумаем ? После этих слов мы уже твердо уверовали в то, что будем в Чечне. Дядя Ваня попросил нас не крутиться на виду, а спрятаться пока он пойдет к себе в номер и подготовится к поездке. На самом же деле, как мы узнали после, он пошел позвонить по телефону домой. Дядя Ваня сообщил о нас своей жене и попросил ее, чтобы она успокоила наших родителей.
После того как мы были обнаружены, наш путь стал более привлекательным. Мы, когда трасса была пустынна, могли спускаться со своего укрытия ? лежанки, смотреть на дорогу и разговаривать с дядей Ваней. Он пытался узнать у нас, что нас заставило убежать из дома, но мы говорили о чем угодно, только не о причине нашего побега. В свою же очередь мы пытались выяснить у дяди Вани, когда будем на месте ? в Грозном. Он долгое время не понимал нас, а потом случайно проболтался:
?Ну, ребята еще часов пять, и мы будем в Гродно.
?Где-где? ? вскрикнул я.
?В Гродно, ребята. В Гродно! ? повторил дядя Ваня. Мы так и ахнули. Дядя Ваня все понял и спросил:
?А вы, куда хотели попасть? Тут мы, не сдержавшись, принялись рассказывать и о дяде Коле и о войне с проклятыми чеченцами и о том, что у нас в стране не хватает настоящих мужчин, и что мы ребята вынуждены ехать защищать родину. Дядя Ваня вначале смеялся, а потом, наверное, что-то ему не понравилось в нашей болтовне, замолк и надолго задумался. Мы тоже молча смотрели на дорогу и не понимали, чем могли обидеть дядю Ваню. Не знаю, сколько прошло времени, но вдруг дядя Ваня запел, но он запел не на русском языке, а на каком-то другом не понятном нам. Олег шепнул мне:
?Это на грузинском! Дядя Ваня услышал его слова и сказал:
?Нет. Это старая Чеченская песня. Я ведь сам из Грозного. Работал водителем ? возил в Москву грузы. В Москве познакомился с тетей Любой, полюбил ее и женился. Немного помолчав, дядя Ваня снова продолжил:
?Мое имя Джохар, а тетя Люба зовет меня почему-то Ваней. Нам стало стыдно. Мы не знали, как нам извиниться. А он вдруг снова затянул свою песню.
Так уж получилось, что нам пришлось трястись с дядей Ваней до Гродно и обратно в Москву. За долгое время пути мы нашли способ помириться с дядей Ваней и стать друг другу ближе. Когда же стали подъезжать к дому, то увидели, что нас встречают не только родители, но и ребята с нашей школы. Многие были с цветами. Нам снова, как и раньше, когда мы узнали что дядя Ваня чеченец, стало стыдно ? сами понимаете, нас принимали за героев, а мы вовсе не герои? Поэтому мы попросили его не останавливаться, а править прямо в автопарк. Дядя Ваня понял нас и поддержал.
Дома я появился, когда уже все разошлись, вечером. Мама сказала, что приехал дядя Коля. Увидев его, я опустил голову. Мне жалко было расставаться с мыслью, что мой дядя не герой. Когда он уехал я долгое время мучился. Мама увидела, что я переживаю, и успокоила: «Ты не думай о дяде Коле плохо. Ему можно было и не ехать в Чечню. Он заменил своего товарища, у которого в семье родился ребенок. Ни каждый сейчас способен выручить друга. Дядя Коля если и не герой, то и не трус».
Вечером папа любит смотреть по телевизору программу новостей. Я же начинаю укладываться спать, и так как телевизор стоит в моей комнате, требую выключить его. Он раздражает меня. Вот если бы мультики показывали, то можно было и потерпеть, а то смотреть всякую там болтовню, нет уж, увольте меня. Ни за что!
1995г.